Слово «волонтёр» мы стали использовать в обиходе не так давно, хотя на Руси оно известно с петровских времён.
При Петре Первом «волонтуром» называли человека, добровольно поступившего на службу в действующую армию, а само слово происходило от латинского «voluntas», что переводится как «воля, желание». С тех пор понимание добровольчества стало значительно шире. Многие виды добровольчества, кстати, появились благодаря России. Например, именно в нашей стране впервые в своё время возникло движение «Сёстры Милосердия», которые в годы войны добровольно оказывали помощь раненым военным.
Также именно у нас в стране появилось движение сподвижников — интеллигентных образованных людей, которые добровольно переезжали в сельскую местность, чтобы учить детей.
В последние несколько лет волонтёрская активность в большей степени стала ориентироваться на школьников и студентов: их, как во времена «тимуровских» движений, стали привлекать к самым различным акциям.
Соцсети позволили сделать эти акции более публичными. Стало активно использоваться так называемое «брендирование»: волонтёры участвовали в мероприятиях в одинаковых футболках, бейсболках, применялись баннеры и флаги. Это выглядело и выглядит современно и стильно, делает акции более яркими и привлекательными для молодёжи.
Но, безусловно, оборотной стороной такого подхода является излишняя «показуха» некоторых мероприятий, выпячивание участников. Это, в том числе влияло на отношение к волонтёрству людей, не склонных к публичности. В связи с чем, бывает не просто увлечь людей некоторыми волонтёрскими проектами и по этой причине тоже.
Такое неприятие публичности у людей связано не только со скромностью. На Руси веками формировалось отношение к тому, что добрые дела надо делать не напоказ. «Добро не лихо — ходит тихо!» — гласит народная пословица. «Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься радости творить добро», — говорил Лев Толстой. И таких высказываний много.
Кстати, у Толстого есть ещё одни важные слова: «Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь себе». Именно такое понимание на протяжении столетий двигало благотворительность в традиции русской культуры.
Первые факты о зарождении добровольчества относятся к 988 году, в год Крещения Руси. По велению Великого князя Владимира стали помогать тем, кто испытывает нужду в пропитании и многом другом. Их бесплатно кормили или доставляли еду, помогали в других дела. Подобная помощь слабым и обездоленным — суть христианского сострадания.
В Святом Евангелии от Матфея сказано: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (МФ.6.1:4).
Сегодня происходит именно такое переосмысление добровольчества. Во многих акциях появляется всё больше внутренней потребности делать добро, а не желание организовать очередное имиджевое мероприятие. И это на самом деле принципиально меняет подход к участию людей в добровольчестве.
Наверно, первые сигналы таких перемен в массовом масштабе стали проявляться во времена пандемии COVID-19. Люди тогда почувствовали, что их помощь реально нужна кому-то другому, и она может спасти чью-то жизнь. Во многих городах России, в связи с резким ростом обращений медики не справлялись с выездами по адресам.
Не хватало транспорта. Горожане реагировали оперативно. Многие после работы, в свой выходной или отпуск на личном транспорте помогали приезжать к больным детям педиатрам, чтобы спасти чью-то жизнь. Многие стали шить маски: вспомните, в первые месяцы их очень не хватало. Люди шили после работы и приносили такие маски для социальных учреждений. А дальше таких людей становилось всё больше. Кто-то помогал привозить продукты, кто-то помогал людям с бытовыми вопросами в сложной ситуации.
Многие стали участвовать в любых мероприятиях, не спрашивая, что им за это будет. А потому помогать нужно безо всяких предварительных условий и не ожидая благодарности или выгод для себя.
Если образно представить помощь кому-либо в виде задачи, то пункт «А» это ваша помощь, пункт «Б» это тот, кому вы помогаете, так вот не нужно ждать обратного движения из пункта «Б».
«Не ищите и не ожидайте любви от людей, всеми силами ищите и требуйте от себя любви и сострадания к людям»
Святитель Игнатий Брянчанинов
С началом специальной военной операции на Украине, у большинства россиян возродилось чувство сострадания к нуждающимся в помощи людям страдающим от зверских террористических актов ВСУ. К примеру, в приграничных регионах Белгородской области люди перестали относиться к помощи другим как к чему-то эпизодическому. Для многих, наверно, даже для большинства сегодня это образ жизни. И раз это образ жизни, поэтому волонтёрство, в том числе становится делом семейным.
Семейное волонтёрство — понятие не однозначное. С одной стороны, вроде бы всё ясно: это такой вид добровольчества, когда в семье несколько человек занимаются волонтёрством. Раньше такое наблюдалось чаще всего у тех, где несколько детей, например брат с сестрой вместе вышли на субботник, помогли провести экологическую акцию или фестиваль — поучаствовали в событийном волонтёрстве.
Сегодня же всё чаще семейное волонтёрство охватывает взрослых, когда глава семьи и его жена вместе делают одно дело. Для многих это принципиально, потому что только когда ты делаешь что-то по-настоящему необходимое, близкие люди становятся рядом и помогают. Развитие семейного волонтёрства это именно такой знак. Добровольцы занимаются сегодня по-настоящему нужными делами.
Семейные пары разных возрастов, привлекая своих детей и внуков возвели для себя дело помощи в наивысшую плоскость своей жизни. Кроме многочисленных сборов для нужд фронта, люди включаются посильным трудом, кто как может и умеет.
Не мало тех, кто берётся осваивать новые горизонты в трудовой деятельности: плетение маскировочных сетей, приготовление еды практически в производственных масштабах, строительство и ремонт, оказание первичной скорой медицинской помощи, производство окопных свечей и многое другое. Люди самоотверженно трудятся целыми семьями, преодолевая расстояния, усталость, страх. Они искренне считают своё дело помощи – делом жизни! Основой для сохранения нашего мира, нашей идентичности!
Так происходит не только в приграничных регионах. Это сегодня по всей стране. Огромное количество людей в разных уголках России включается в это движение, чтобы посильным трудом помочь приблизить нашу победу.
Вы замечаете, как меняется сегодня менталитет наших граждан? Люди, возвращаясь к прежним ценностям и традициям, которые в последние годы были вроде как не модными, словно по-новому начинают относиться к себе и к тому, что происходит вокруг. Мы снова задумываемся о том, что такое хорошо и что такое плохо, и начинаем вникать в суть того, что делаем.
Волонтёрство не исключение. Каждый из тех, кто участвует в добровольческих акциях наверняка хотя бы раз задавался вопросом: а зачем мне-то самому это нужно? Многим было интересно вместе с друзьями проводить время и получать удовлетворение от того, что сделал что-то нужное, помог кому-то. Наверно, были те, кто видел в этом карьерные перспективы или имиджевые плюсы.
Но безусловно, есть одно из самых важных плюсов от занятия семейным волонтёрством, это личный пример детям, который станет для них фундаментом нравственности, где доброта и сострадание к ближнему есть главная внутренняя основа человеческого бытия. По крайней мере нашего бытия – России!
Россия всегда была крепка семьёй. Именно семейные ценности лежат в основе благополучия нашей страны на протяжении многих веков. В кругу близких людей формировалось отношение ко всему, что окружало русского человека, к его целям, мечтам, ценностям...
Делайте добрые дела вместе с близкими. Воспитывайте в детях желание помогать людям: дарить заботу немощным, защищать слабых. Ведь на месте тех, кому потребуется помощь может оказаться любой из нас.