НИКОЛАЙ  БАНДУРИН: "Традиционно" о "нетрадиционном"

НИКОЛАЙ БАНДУРИН: "Традиционно" о "нетрадиционном"

25.04.2023

         Наверняка в каждом доме из телевизора, как правило по субботам, звучали эти забавные мелодии маленькой гармошки (концертины), которые исполнял гармонист с широкой доброй улыбкой. Всем известные мотивы как визитная карточка хорошего настроения, предвестник улыбок и коротких смешков от лёгких и не затейливых куплетов. Российский артист эстрады, автор-исполнитель, киноактёр, единственный в России куплетист, аккомпанирующий на концерте, Николай Бандурин ответил на вопросы нашей редакции, рассказал о том, что понимает и чувствует, о чём теперь думает и чему радуется.

           Николай, ещё не так давно не было чёткого разделения на русских или украинцев: все мы когда-то были гражданами одной страны, от того и народное творчество было единым. Частушки, анекдоты про хитрых «хохлов» так же, как и про «москалей», всегда были на слуху и не являлись предметом обид — скорее, выглядели здоровой самокритикой. Актуальные события на Украине ситуацию меняют в корне. Образ шутливого украинца («хохла») перестаёт быть просто безобидным чубатым мужичком с горилкой и шматом сала, которое нужно перепрятать, эдаким своим и добрым весельчаком, пускай и с хитрецой, но всё же своим! К сожалению, на данный момент в понимании русского человека плотно формируется новый образ «гарного хлопца» — не такого доброго и совсем «не своего парня». И перепрятывает он уже не сало, а осколочную мину против русского человека. Можно ли предположить, что новое поколение эстрадных артистов теперь переформатируют этот не малый аспект юмора, соприкасающийся с украинским фольклором? Как нам теперь быть с привычными «а як жеж» и «да ты шо»?

         Мне кажется, что эта мера временная, пройдёт время, и снова в ходу будут анекдоты про «хохлов» и «москалей» в том старом здоровом понимании. Конечно, специальная военная операция во многом изменила нашу жизнь. На данный момент нас — юмористов, просят не шутить не тему Украины в средствах массовой информации. Но, что поделаешь, думаю, в свете происходящих событий к этим просьбам нужно относиться с пониманием. Я уверен, это всё закончится.

       Лично для себя я ничего не переформатирую, просто пока не затрагиваю эту тему: есть масса других идей. Но всё равно считаю, что мы всегда останемся двумя братскими народами. В любом случае этот конфликт рано или поздно каким-нибудь образом разрешится. Очень хочется верить, что только нашей победой! Всё встанет опять на свои места, опять мы будем дружить, опять, как раньше, ездить друг к другу в гости. Они будут нас угощать салом, и всё будет, как прежде, — хорошо. Так же, как когда-то в ситуации с вооружённым конфликтом в Чеченской республике: сначала было тяжело, а сейчас чеченцы с нами плечом к плечу — один народ, а наши и их ребята на передовой, как братья. Думаю, настанет время и отношения с украинцами восстановятся, нужно только терпеливо ждать.

Как вы думаете, повлечёт ли за собой конфликт России с действующим режимом на Украине длительную разобщённость братских народов?

        Я думаю, что очень многие люди на Украине сейчас правильно понимают то, что происходит, и очень многие не поддерживают действующий режим Зеленского. Конечно, не мало украинцев восприняли начало специальной военной операции негативно. У меня есть родственники в Киеве и, вообще, много друзей на Украине, с которыми мы периодически созваниваемся. У всех разная позиция. Есть те, кто всё прекрасно понимает и знает, что это мера вынужденная и справедливая. Какая-то часть Украины злится на нас. Но, думаю, всё это преодолимо, всё изменится ровно так же, как они изменили своё отношение к нам за прошедшие десятилетия, особенно молодёжь. Значит, теперь будут менять своё мнение в обратную сторону. Этим нужно заниматься вместе: и нам, и им. Я уверен, всё встанет на свои места.

       Западноевропейские ценности настойчиво стучались в наши двери, пытались убедить в том, что союз мужчины и женщины, а стало быть, традиционная семья — это скучно, ограниченно и несовременно. Николай, вы с Мариной уже более тридцати пяти лет вместе плечом к плечу на жизненном пути. Как вам удаётся столько времени быть «скучными» и «несовременными»?

        На примере Украины: мы видим, к чему приводит навязывание западных ценностей. Я очень рад, что в нашей стране ещё всё «традиционно», и очень хочется, чтобы так и оставалось. Мы действительно с Мариной уже тридцать шесть лет вместе и не собираемся ничего менять. Я не засматриваюсь на мальчиков, она не засматривается на девочек. И я этому искренне рад (смеётся). На мой взгляд, то, к чему призывают западные ценности, приведёт к вымиранию человека как вида, потому что по-другому люди рожать ещё не научились. Нужны мужчина и женщина и их традиционные отношения. Всё остальное от лукавого, и, вообще, по-моему, там люди отходят от Бога и от его заповедей. Мне очень приятно, что в России в этом отношении всё в порядке: мы живём с Богом в душе!


        Несколько десятилетий наша жизнь выстраивалась так или иначе с некой оглядкой на западные идеалы. Практически во всех сферах жизни присутствовал этот «бубльгумовый» привкус. Но, как известно, время рано или поздно всё расставляет на свои места, и иллюзия о западноевропейской мечте лопнула, как розовый пузырь от жвачки. Как вы думаете, у России должен быть свой — особенный путь в определении своих неподражаемых ценностей?     

       Мне доводилось много раз быть за рубежом, и каждый раз меня тянуло обратно на Родину. Я помню, как-то раз прибыл на Мальту и, ещё не сойдя с корабля на берег, поинтересовался у капитана: «А где Россия?» Он взглянул вдаль и указал направление рукой — мною внезапно овладела тоска по дому. Я взял бутылку водки, сел на корму и пил, глядя в сторону Родины. Мне кажется, что истинно русский человек нигде за границей не будет чувствовать себя хорошо, потому что ему присуща наша исключительная ментальность, наша непредсказуемость, наш порыв, наша эмоциональность, которые никогда не поддадутся западной алчности и расчётливости. У нас своя дорога, которой мы идём и будем идти! За это нас на западе не любят, а порой даже ненавидят, при этом восторгаются и боятся. У России свой — прекрасный путь! И мы никогда не должны с него сбиваться.

      Как вы считаете, нуждается ли наше телевидение и киноиндустрия в пересмотре нравственной наполняемости своей продукции, не нарушен ли адекватный баланс явного проявления на экранах агрессии, разврата, безнравственности в соотношении с созидательностью, пониманием доброты, сострадания и справедливости?

      Об этом один раз очень хорошо сказал Эльдар Александрович Рязанов: «Из кинематографа стали уходить доброта и сострадание, а уйдя из кино, эти понятия и вовсе уйдут из жизни в целом». Конечно, сомнений быть не может: наш кинематограф должен наполнять свои работы добротой, состраданием, справедливостью. Ещё очень хотелось бы, чтобы наши фильмы о Великой отечественной войне не напоминали компьютерную стрелялку. К сожалению, так бывает.


       

       Я как-то посмотрел новый фильм «А зори здесь тихие», считаю, что в сравнении со старой советской картиной 1972 года режиссёра Станислава Ростоцкого — это всё равно что сравнивать ночь и день. Тот старый фильм трогает за душу, слёзы сами наворачиваются на глаза. Новый фильм лично у меня подобных ощущений не вызвал. И это, с моей точки зрения, касается других новых кинопроектов: желание сделать успешные ремейки на старые фильмы — уже заведомо не очень хорошая идея. Попытки переснять лучше, переиграть работу актёров фильма, который уже давно признан киношедевром, — затея невозможная, а делать хуже, считаю, бессмысленно.

       Наши кинематографисты, театральные и эстрадные деятели должны в первую очередь понимать и всегда помнить, что они формируют вкус зрителя, его нравственный уровень. Не идти на потребу зрителей, а всё-таки воспитывать его, устанавливать какие-то маяки, давать направления, вехи. Чтобы люди тянулись к хорошему, доброму, вечному, обретали чувство сострадания. Чтобы каждый фильм проникал зрителю прямо в сердце…

      Благо, такие примеры имеются. Есть у нас фильмы действительно потрясающие, но, к сожалению, выражаясь современным языком, «отстоя» тоже хватает, и над этим нужно серьёзно работать!