" ЧТО ПОСЕЕМ, ТО И ПОЖНЁМ ! "

" ЧТО ПОСЕЕМ, ТО И ПОЖНЁМ ! "

25.03.2024

   Вопросы воспитания и образования подрастающего поколения являлись, являются и будут являться ключевым системообразующим фактором и одной из наиболее важных основ существования любого государства. Образование — это всего лишь знания, не одухотворённые нравственным началом. Именно воспитание в широком социальном смысле как общественное явление выступает тем базисом, на котором строится успешная, счастливая и достойная жизнь страны.

             Как справедливо отмечал английский философ и педагог Д. Локк, «от правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа». Правильно понятый принцип преемственности поколений, последовательная реализация которого во всех сферах жизни общества, в особенности в социальной и духовной, обеспечивает сегодняшним школьникам и будущим гражданам мощную фундаментальную базу морально-этических знаний, обладающих уникальной вневременной природой. Нет понятия «современная мораль», нет понятия «современные ценности» — жизнеспособность, устойчивость и правомерность морального кодекса, единого для всех государств и эпох, доказана самой многовековой историей человечества.
               Совершенно так же, как, если исходить из классической теории обучения, преподавание (деятельность учителя) и учение (деятельность ученика) вместе образуют двусторонний процесс обучения, так образование и воспитание составляют целостный педагогический процесс, который необходимо реализовывать на всех без исключения уровнях образовательной системы Российской Федерации. Без второго невозможно полноценное существование первого. Воспитание является нравственным началом образования, сообщающим ему многогранную смысловую ценность и гуманистическую направленность. Советская эпоха с её мощной идеологической платформой, с осознанным культивированием общечеловеческих ценностей, с многогранной морально-этической идеей, во многом отразившей в себе ключевые аспекты православной этики, сумела создать человека нового типа — гражданина, семьянина, борца.
              К сожалению, распад Советского Союза и последовавшее за этим процессом символическое обрушение «железного занавеса», открывшее границы нашей страны и сделавшее её абсолютно беспомощной и уязвимой в социально-психологическом отношении, послужили отправной точкой для стихийного внедрения и последующего прочного закрепления в сознании русских людей худших элементов системы так называемых «европейских ценностей». Степень восприимчивости к влиянию данной системы, имеющей в своей основе пропаганду культа материального обогащения, сопряжённый с серьёзным нравственным упадком и замещением традиционных ценностей новым, «свободным» образом мышления, оказалась на тот период столь высокой отнюдь не потому, что западная мировоззренческая концепция с её философией абсолютной духовной деградации имела нечто общее с глобальной идеей национальной самоидентификации русского человека. Причиной этого стал психологически изощрённо и тонко обыгранный контраст между очернённым и подвергнувшимся тотальному уничтожению нравственно-идеологическим, социальным и культурным наследием советского строя и теми веяниями свободной и относительно обеспеченной жизни, источником которых на протяжении многих десятилетий выступал коллективный Запад. 

   
          Во всех сферах жизни произошли коренные перемены. Моральный облик советского человека изживал себя с поразительной быстротой, уступая место новой человеческой формации — дельцу и коммерсанту, для которого личный успех, культ денег, преобладание внешнего над внутренним, подмена понятий гуманности и эмпатии тоном самой низкой либеральной распущенности — стали обыденной нормой жизни.
          Какая социальная группа оказалась в этой ситуации самой незащищённой? Совершенно верно — дети. Трудно оспорить тот факт, что система образования является самым уязвимым, легкодоступным и вместе с тем наиболее важным звеном в цепи причинно-следственных связей в масштабах отдельно взятой страны, тем звеном, которое легче всего поддаётся обработке и при целенаправленном стороннем воздействии на него закладывает в общественно-политический строй мину замедленного действия. Страну гораздо легче разрушить изнутри, чем извне, если умело воспользоваться теми скрытыми рычагами влияния, первейший и самый действенный из которых — образование и воспитание нового поколения. 

    
          Дети, ростущие в эпоху 1990-х годов, оказались в очень тяжёлом положении. Прежней страны уже не было, система её ценностей была провозглашена «устаревшей», «несостоятельной», «изжившей себя», а новой стране, России, только-только начинавшей по-новому позиционировать себя на международной арене после развала СССР, было практически нечего предложить в качестве автономной фундаментальной базы, наличие которой способно было бы инициировать процесс нравственной преемственности поколений. Положение создавалось на редкость удачное: полная несостоятельность России как суверенного государства давала лидерам стран Запада возможность начать незаметно курировать систему образования нашей страны с целью формирования того образа «вечного потребителя», который был им столь необходим и в ближайшей, и в долгосрочной перспективе. 
         Отказ от исторического наследия вкупе с отсутствием новой идеологической платформы на месте разрушенной привёл к тотальному засилью западноевропейской культуры: чуждые нам книги, фильмы, музыка, стиль одежды, потребительский образ мышления, легкомысленное отношение к своей собственной жизни, обществу, семейным ценностям — всё это постепенно становилось нормой общественного сознания, не той нормой, к которой мы пришли бы в результате естественно-исторического развития (мы бы к ней никогда и не пришли в силу совершенно другого менталитета), а нормой алогичной и противоестественной, навязанной извне. 
       Какие ценности стали пропагандировать средства массовой информации? Обесценивание человеческой жизни, высмеивание традиционного православного брака, стремление к обогащению, силовые методы решения возникающих проблем, насилие, равнодушие к чужим проблемам и бедам, спекуляция на лучших человеческих чувствах, откровенное мошенничество и полная безнаказанность. В подсознание детей, которые, как губка, послушно «впитывали» весь этот информационный «шлак», планомерно закладывались жестокость, жадность, бесчувственность, неумение дружить, непонимание бескорыстных, честных отношений, слабость к внешним атрибутам самоутверждения в коллективе — дорогим сотовым телефонам, одежде от известных мировых брендов, крупным суммам карманных денег. Более того, в силу особой жестокости, которая постоянно «подогревалась» сначала боевиками, где сплошь наблюдались сцены насилия и убийств, а в более поздние годы — вошедшими в моду компьютерными играми — «стрелялками», дети не просто чуждались, но и открыто преследовали тех, кто не соответствовал общепринятым представлениям о «крутизне». Изгоями оказывались тихие, воспитанные, культурные дети, с хорошей успеваемостью, которые благодаря правильному семейному воспитанию смогли избежать тлетворного влияния западной культуры и сформировать трезвое, объективное представление о лучших образцах духовной и материальной культуры ушедшей эпохи, а значит, сохранить для себя и в себе то неуловимое, но действенное и неподвластное времени, то, что мы называем русским историческим самосознанием. 

   

           Школа, призванная воспитывать человека, способного отвечать за себя, свою семью и свою страну, «ушла» в совершенно противоположную сторону и открыто, не таясь, воспитывала инфантильного потребителя, который, не желая знать своих обязанностей, при этом был прекрасно осведомлён о своих правах, которые никто не должен сметь ущемлять. Духовный вакуум, существовавший практически во всех образовательных учреждениях (исключения были, но встречались крайне редко), не мог иметь никакого другого результата, кроме формирования достаточно определённой мысленной и поведенческой установки — в нашей стране всё плохо и всегда будет плохо. Настоящая жизнь — за рубежом.  


          Как винить за это детей, которые от рождения являлись tabula rasa, и их моральный и интеллектуальный облик слагался из того, что предлагали им семья, школа и само общество? Что же оно предлагало, кроме духовного вакуума, который иногда всё-таки надо было чем-то заполнять?
               В нашей стране, которая исповедует православную веру, существует прекрасный праздник, который приходится на самое цветущее время года — 8 июля — День семьи, любви и верности. Он был приурочен ко дню памяти святых князя Петра и его жены Февронии и отмечается ежегодно, начиная с 2008 года. Всероссийский праздник, посвящённый духовно-нравственным семейным ценностям, при нормальном положении вещей мог бы стать мощной альтернативой католическому Дню святого Валентина, который глубоко чужд нашему мироощущению, нашим вековым традициям по своей идейной убогости и бессодержательности. Но вот уже третье десятилетие День святого Валентина с буйным весельем отмечают в российских школах, даже не задумываясь о том, как это странно и нелепо для человека, считающего себя русским. 


           Но День святого Валентина не самое ужасное из того, что отыскалось в арсенале умело отобранных средств воздействия на неокрепшую детскую психику и национальное самосознание. Знаменитый Хэллоуин стал настоящим бичом для российских школьников. Мистические, таинственные явления, связанные с силами зла, к несчастью, всегда имеют для детей необъяснимую притягательность,: им хочется переступить запретную черту, ощутить волнующее прикосновение неведомого. С течением времени языческий праздник был переосмыслен в духе христианских традиций, но в нашей стране, к несчастью, он сумел укорениться в прежнем виде, поэтому Русская Православная Церковь категорически запретила отмечать этот день — любое упоминание о нём идёт вразрез не только с нашей культурой, но и вступает в прямое противостояние с православной верой, с задачей вечного спасения души. 


           Нельзя не упомянуть и о компьютерных играх, которые стали настоящим наказанием для сотен тысяч родителей. Примитивность их содержания, основанная на принципе «убей всех вокруг и докажи, что ты самый крутой», возможность для детей-аутсайдеров отомстить воображаемым врагам за все унижения, испытываемые в реальной жизни, полная психологическая оторванность от окружающего мира и потеря интереса к жизни создали одну из самых трудноустранимых угроз психической стабильности современных школьников. 


              Да, за прошедшие три десятилетия западная культура, её худшие образцы смогли нанести непоправимый вред нашим детям, их умам и душам. Но начать исправлять создавшееся положение никогда не поздно, главное —  отдавать себе ясный отчёт в том, что система образования в России переживает глубочайший кризис, что изгнание самого понятия воспитания из школ недопустимо, что страна не может жить без идеологической направляющей. Гражданину, если только он гражданин, нужен высокий смысл, оправдывающий его существование. Это может быть что угодно: честная работа, на которой можно и нужно проявлять свои способности и таланты, не боясь стать изгоем; семейная жизнь с хорошим спутником жизни, который не предаст тебя на первом же углу; насыщенная культурная жизнь общества с образцами настоящего искусства, дающего ответы на вечные вопросы, а не издевающегося в открытую над сокровенными движениями человеческой души.
            Всё это можно создать, если в системе образования на первом месте будет стоять воспитание. И у нас уже сделаны некоторые очень важные шаги. Прежде всего из текста документа №295-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» исключено выражение «оказание образовательных услуг». В образовательном учреждении не должно быть никакой коммерции. 
С 1 сентября 2022 года в школах ввели традицию поднятия Государственного флага РФ и прослушивания Государственного гимна. Важную роль в этом вопросе сыграло начало специальной военной операции на Украине. 
           Каждый понедельник первым уроком проходят тематические занятия «Разговоры о важном». Их направленность весьма широка: от политических дебатов до важнейших исторических дат, от обсуждения семейных традиций до финансовой грамотности, от освещения знаковых культурных событий до оценивания долгосрочных перспектив развития нашей страны. Сама идея прекрасна, но для более качественной её реализации следовало бы разделить общий список тем на отдельные направления — так будет достигаться лучшая систематизация знаний, а последние будут более прочными, действенными и осознанными.
            Главная проблема современного подхода к школьному образованию, так же как и к воспитанию в семье, состоит в том, что детям не достаточно объясняют, что такое хорошо и что такое плохо, мало учат оценивать свои поступки с точки зрения общепринятой морали, существующей в человеческом обществе. К сожалению, многие современные школьники даже не понимают, что такое добро и что такое зло в их прямом смысле. Они не любят читать… Вернее, они читают, но не то, что нужно (вспомним хотя бы повальное увлечение книгами о Гарри Поттере, имевшее место в 2000-е годы). А ведь именно изучение стихов и рассказов незаслуженно забытых сейчас классиков советской детской литературы — С. Михалкова, С. Маршака, А. Барто, В. Берестова, В. Бианки, М. Пришвина, К. Паустовского и т.д.  — могло бы помочь в этом вопросе. Прекрасные произведения этих писателей и поэтов не только обогащали бы детскую речь, развивали фантазию и кругозор, но и формировали бы многие положительные моральные качества: отзывчивость, доброту, вежливость, целеустремлённость, ответственность. Более того, рассказы о природе, о животных, о том, как они помогают человеку становиться лучше, рассказы, наполненные добротой, мягким юмором, симпатией к их героям, — самый лучший способ воспитать в школьниках способность к чуткости и состраданию, дать возможность ощутить причастность к России как своей единственной исторической Родине. Вне осознания красоты и величия русской природы, вне неразрывного эмоционального слияния с нею невозможен истинный патриотизм: ты должен любить и понимать то, что защищаешь. 


            Самое важное и первостепенное в вопросах воспитания — даже не чувство патриотизма и не внушение высоких моральных переживаний. Необходимо дать детям ощущение важности обыденных истинно человеческих качеств. Не обидеть слабого. Поделиться с голодным. Не пнуть бродячую собаку на улице. Помочь матери или бабушке донести тяжёлые сумки до подъезда. Поблагодарить повара в школьной столовой или таксиста, благополучно довёзшего до дома. Как сказал протоиерей Андрей Ткачёв: «Дети могут пока не знать, сколько зверей было в Ноевом ковчеге, но пусть они не будут смеяться над слабым и хромым, не подожгут лес, скажут «Спасибо!» за всё, что им дали. Упор в воспитании надо делать на порядочность и благодарность».